
Маленький ангел к трём годам становится самым настоящим чертёнком! Он устраивает истерики, о послушности и речи нет, а главными его словами стали: «Не хочу!», «Не буду!», «Я сам!»
Всё нормально – именно к трём годам и происходит формирование в маленьком человеке личности. Если угодно, переходный возраст, и от того, как малыш переживёт переходный возраст в 3 года, зависит и его поведение в период полового созревания. А то, как он минует этап становления личности, зависит, прежде всего, от родителей.
Ведь какая ситуация получается? Так, как раньше ребёнок вести себя уже не может, а капризничает не для того, чтобы поиграть на нервах мамы и папы. А мама и папа к таким переменам не подготовлены.
Основные признаки возрастных изменений – стремление к самостоятельности и акцент на своём «Я». Культивируя в ребёнке собственное «Я», родители поощряют и его стремление к самостоятельности. Если же этого не происходит, ребёнок вырастает безвольным и патологически несамостоятельным человеком.
Действия родителей.
• Маленькая личность нуждается в собственных правах и возможностях. Хочет одеваться сам? Придётся пойти ему навстречу, пусть это потребует и большего количества времени на сборы. В конце концов, то, что ему не справиться с хитрым замком на куртке, он также должен понять САМ.
• Нелишне посоветоваться с малышом, куда лучше пойти – на детскую площадку или покормить уток в парке. На этом этапе для ребёнка очень важно, чтобы его мнение и пожелания учитывались.
• За проявление самостоятельности ребёнка следует похвалить.
• А последствия принятых (им, лично!) решений нужно предоставить ему возможность оценить.
• На слёзы ребёнка нужно реагировать спокойно. Срываться на крик, пытаясь сломить его волю, не рекомендуется, но и немедленно уступать нельзя. Иначе ребёнок поймёт, что слёзы – сильнейшее орудие и начнёт с их помощью манипулировать родителями.
• Приступы непослушания требуется купировать. Для этого детские психологи советуют переключать внимание ребёнка на интересный объект: красивая птица, цветок, игрушка или другой примечательный для малыша предмет. Почти всегда беспроигрышный вариант – затеять игру.
Поведение ребёнка необходимо направлять в правильное русло, например, посещать детскую театральную студию в Москве. Он должен понимать, что и принципа «что хочу, то и ворочу» не получится. Иными словами, следует дать ребёнку понять, что он в принципе может делать, а что – категорически нет. На этом родитель должен настаивать мягко, но в тоне, не терпящем возражений.
И со временем ребёнок поймёт, что можно делать и чего нельзя. Как и полагается полноценной личности!